Что дало принятие закона №222 о санитарно-защитных зонах
сзз

Что дало принятие закона №222 о санитарно-защитных зонах

Не секрет, что во многих регионах санитарно-защитные зоны (СЗЗ), расположенные вокруг старых промышленных предприятий, остались практически единственными участками, свободными от застройки.

Однако получение разрешения на строительство в этих зонах было довольно сложным делом. Для этого надо уменьшить размеры СЗЗ, а единственным документом, на который можно опереться, был СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отсутствие нормативной базы вызывало множество проблем.

Что такое санитарно-защитная зона

Этим термином обозначается территория вокруг предприятия, использование которой имеет определённые ограничения. Чем опаснее деятельность промышленного объекта, тем шире полоса отчуждения:

  • I кл. опасности – 1000 м;
  • II – 500 м;
  • III – 300 м;
  • IV – 100 м;
  • V – 50 м.

На этой территории запрещено строить жилые дома, оздоровительные учреждения, спортивные сооружения, школы, детские садики, рекреационные зоны, организовывать садовые товарищества и дачные кооперативы.

Разрешается только строительство промышленных объектов, нежилых зданий, общежитий временного проживания вахтовым методом. На территории СЗЗ можно построить баню, гараж, заправочную станцию, электроподстанцию, СТО, помещения для дежурного персонала.

Какие трудности встречаются при застройке санитарно-защитной зоны

Проблемы появляются, когда застройщик пытается построить новый дом на месте старого или добавить еще одно здание в городскую застройку. Возникает парадоксальная ситуация – уже имеющимся зданиям стоять рядом с заводским забором можно, а новым – нельзя. Причина – требования СанПиН не распространялись на уже имевшуюся застройку. До принятия нового закона даже получить данные о СЗЗ было невозможно, т.к. они не выносились ЕГРН. Теперь это возможно.

Другая неприятная ситуация возникала, когда у предприятия отсутствовала нормативная СЗЗ и застройщик даже не знал, войдет ли в неё новый объект. Теперь санитарная зона должна быть оформлена в течение года.

Очень часто строительство «замораживалось» просто потому, что руководитель не хотел лишних проблем. Наличие рядом жилого дома может повлечь за собой более частые проверки и большее количество штрафов. Да и существовать полосой отчуждения гораздо проще и спокойнее.

Так СЗЗ превратились из инструмента защиты народа от предприятий в защиту производств от народа. Причём санитарные зоны были захламлёнными и заросшими. Земля, находящаяся в зоне отчуждения, производству не принадлежала и налогами не облагалась.

Часто собственник, купивший участок под застройку, обнаруживал, что земля является частью санитарной зоны какого-то предприятия, которое еле теплилось или было закрыто. Однако строить на такой земле было нельзя.

Теперь доказать, что на участке нет опасных промышленных загрязнений, может собственник земли. Никаких разрешений руководства предприятия при этом не требуется. Это устраняет ситуацию, когда с застройщиков или хозяев вымогали средства за право изменить санитарно-защитную зону. После проведения замеров и получения заключения можно будет уменьшить размер санитарно-защитной зоны, убрав из неё свой участок, и начинать строительство. Правда, придется потратить время на сбор документов и обращения в контролирующие органы.

Собрать правильный комплект документации для уменьшения санитарно-защитной зоны без помощи профессионалов очень сложно. Поэтому лучше обратиться в организацию, оказывающую такие услуги.