Услуги для предприятий → Проведение экологического аудита предприятия

Проведение экологического аудита предприятия

На сегодняшний день во многих странах, включая Россию, устойчиво формируется определённая тенденция, обусловленная необходимостью улучшения экономического механизма, который стоит на защите окружающей среды. Эта тенденция связана с формированием у граждан в последнее десятилетие особого образа мышления — экологического, а также осознания остроты давно назревших проблем охраны окружающей среды, природных ресурсов и экологических систем.

Именно этой тенденцией и обусловлено появление такого экономического инструментария по управлению природопользованием, как экологический аудит. Экологический аудит — это независимая проверка, исследование самых различных сторон хозяйственной деятельности организации или предприятия промышленного типа, целью которой является определение степени непосредственного или опосредованного воздействия на состояние окружающей природной среды.

Конституция РФ закрепляет за гражданами право на благоприятную окружающую среду, на информацию о её истинном состоянии, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, относясь к ним бережно и с уважением.

Вследствие растущей с каждым днём обеспокоенности по поводу состояния окружающей среды со стороны общественности, а также недостатка информированности в этой области в нашей стране стал развиваться такой вид деятельности как экологический аудит, который теперь является неотъемлемой составляющей системы по управления окружающей средой.

Экологический аудит представляет собой систему мероприятий по проверке и установлению соответствия (несоответствия) определённым критериям каких-либо видов деятельности в экологической сфере, событий, систем управления или информации об этих объектах. Часто все мероприятия проводятся в рамках экологического сопровождения предприятия. В конечном итоге предусматривается сообщение полученных результатов проверки клиенту (заказчику).

Основной задачей экологического аудита выступает умелое сочетание в процессе регулирования хозяйственной деятельности экономического и экологического подхода, интереса. Тем самым заранее создаётся экономически-социального ущерба, который может наступить в результате какого-либо экологического инцидента.

Специалисты утверждают, что экологический аудит должен занять достойное место в системе природоохранного управления наравне с экологической инспекцией и экологической экспертизой. В формировании правовых и нормативных основ для эффективного функционирования этого института прежде всего должно быть заинтересовано государство, поскольку оно позволяет повысить уровень качества управления охраны и защиты окружающей среды без внесения дополнительных затрат из бюджета.

Основной целью экологического аудита является установление соответствия между различными видами деятельности по охране природы и непосредственно требованиями законодательства РФ в данной области. Кроме того, экологический аудит имеет своей целью оптимизацию деятельности организации или предприятия таким образом, чтобы эффективно использовать природные ресурсы, снизить риски аварий и катастроф техногенного характера, снизить финансовые и страховые риски предприятия, уменьшить производимые отходы, т.е. определить и привести в соответствие с законодательством экологическую политику предприятия.

Основными объектами экологического аудита выступают организации и предприятия, различные виды деятельности которых, связаны с использованием земельных и водных ресурсов. Это сферы промышленности и энергетики, добычи полезных ископаемых, транспортная, коммунального и сельского хозяйства.

В ходе проведения этой процедуры устанавливается соответствие определенного вида деятельности действующим на сегодня нормативным актам в сфере:

  • земельного и водного законодательства, природоохранного законодательства;
  • экологическим нормативным актам и т.д.

Кроме того, проводиться оценка воздействия конкретного вида деятельности хозяйствующего субъекта на земельные (водные) ресурсы, прогнозируется эко последствия, его воздействие на окружающую среду, осуществляется содействие предприятиям в области организации правильной с экологической точки зрения работы, снижения их финансовых и страховых рисков. Проведение экологического аудита объектов, как процедура, реализуется в три этапа. На первом, подготовительном этапе происходит заключение договора между аудиторской фирмой и аудируемым предприятием, а также предварительный сбор информации о состоянии экологической безопасности на предприятии. Далее следуют основной и заключительный этапы работы.

Эколого-правовой аудит – выполнение необходимых действий по анализу текущей ситуации в организации в части соблюдения требований законодательства и нормативно-методических документов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, применимых к деятельности организации, и выработке соответствующих рекомендаций.

Экологический аудит – независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.

Экологический аудит выполняется в соответствии с:

  • ФЗ РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Осуществляется эколого-правовой аудит в два этапа:

ЭТАП 1: «Правовой анализ природоохранной документации и подготовка рекомендаций»

  • экспертиза природоохранной документации Заказчика на предмет ее соответствия действующему законодательству (с выездом специалиста);
  • подготовка заключения о соответствии природоохранной документации действующему законодательству;
  • подготовка рекомендаций по устранению выявленных несоответствий;
  • разработка и повышение эффективности системы минимизации экологических платежей.

ЭТАП 2: «Подготовка природоохранной документации»

  • подготовка и корректировка необходимой природоохранной документации.

Наши клиенты