Утилизационный сбор
утилизационный сбор

Утилизационный сбор

Защита природной среды, жизни и здоровья граждан от негативного влияния выхлопных газов – ключевой аспект природоохранной деятельности государства. В рамках реформирования экологической нормативно-правовой базы государство обязывает производителей и потребителей уплачивать утилизационный сбор на колесные транспортные средства.

Что такое утилизационный сбор

Новый сбор распространяется на легковые и грузовые автомобили, купленные, произведенные или ввезенные на территорию России. Собранные средства направляются на последующую утилизацию в рамках соблюдения природоохранных законов и стандартов.

Утилизационный сбор – платеж в государственную казну, с целью возмещения негативного воздействия от эксплуатации автомобилей. Новый платеж взимается с граждан при покупке автомобиля или в процессе растаможки транспортного средства, приобретенного за границей. Законодательно закреплено, что обязанность уплаты утильсбора лежит на производителе. Однако предприятия включают размер утилизационного сбора в стоимость машин. Поэтому на практике получается, что утилизационный платеж вносят конечные потребители. Если транспортное средство привезено из другой страны, то утилизационный платеж – обязанность гражданина-импортера.

Однократный сбор предназначен для покрытия затрат на последующую экоутилизацию автомобиля, эксплуатируемого на территории РФ. Экологическая утилизация предполагает экологически безопасный процесс переработки машины с целью охраны природы, жизни и здоровья человека. Расчетная формула размера платежа за переработку автомобиля включает два ключевых показателя:

  • Базовая ставка – установленный размер платежа для конкретных категорий машин и их целевого использования. Например, базовый платеж для личной машины составляет 20 тысяч рублей, а для коммерческого авто – 150 тысяч рублей;
  • Расчетный коэффициент – показатель, который изменяет размер базовой ставки в зависимости от технических характеристик и стоимости транспортного средства. Расчетный коэффициент для обычных граждан и физлиц будет разным.

Размеры расчетных коэффициентов установлены на базе соответствующего перечня, утвержденного правительственным постановлением.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Законом выделены ситуации, когда граждане освобождаются от внесения утиль платежа:

  • Приобретаемая машина эксплуатируется более 30 лет. Платеж не взимается при условии оригинальности, кузова, рамы и двигателя. Гражданин также должен доказать, что его покупка не связана с коммерческой деятельностью;
  • Приобретаемый автомобиль – собственность работников консульств и иностранных представителей (членов их семей);
  • Ввоз машины как личной собственности переселенцев по Программе добровольного переселения соотечественников.

Первый случай предполагает полное освобождение (и для покупателя, и для продавца) от внесения утильсбора. Две крайние ситуации предполагают, что утилизационный платеж будет автоматически возлагаться на покупателя машины.

Штрафные санкции

Законно зарегистрировать автомобиль, за который не внесен утильсбор, невозможно. Считается, что без уплаты утилизационного налога машина не прошла регистрационный процесс в установленном порядке. Ездить на такой машине по территории РФ можно до 20 суток (время законного действия транзитных номеров).

После 20 суток собственнику незарегистрированного автомобиля подпадает под штрафные санкции. Размер штрафа за управление автомобилем без регистрации составляет от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении закона собственник лишается водительских прав на три месяца.

Утилизационный сбор в 2018 г

С 1 апреля 2018 г. вступают в действие новые ставки утилизационного сбора на автомобили. В правительственном Постановлении содержится ряд поправок и изменений относительно процедуры уплаты и размеров утильплатежа:

  • увеличение коэффициента утилизационного платежа;
  • изменения в перечне транспортных средств, за эксплуатацию которых следует вносить утильсбор;
  • индексация расчетных коэффициентов;
  • изменение расчетных коэффициентов для машин 2017 г. выпуска;
  • оптимизация содержания раздела «Прицепы».

Внесенные поправки неизбежно привели к увеличению размеров утилизационного сбора. Массмедиа информируют, что базовые ставки останутся прежними, а вот расчетные коэффициенты существенно вырастут. Индексация расчетных коэффициентов связана, прежде всего, с плачевным состоянием природоохранной деятельности в части переработки транспортных средств экологически безопасными способами.

Расчетные коэффициенты увеличатся для таких категорий транспортных средств:

  • машины с двигателем до 1 литра – на 16%;
  • машины с двигателем от 1 до 2 литров – на 90%;
  • машины с двигателем от 2 до 3 литров – на 49%;
  • машины, работающие от электрического тока – на 15%;
  • седельные тягачи, находящиеся в эксплуатации более 3 лет – на 50%.

Для автомобилей 2017 г. сборки будут актуальны старые расчетные коэффициенты до 1 января 2019 г. Новшества также не коснулись автомобилей с объемом двигателя больше 3 литров. Для грузовиков грузоподъемностью от 10 до 20 тонн останутся актуальными старые тарифы.

Повышение ставок сбора на переработку автомобилей не однозначное решение. С одной стороны, повышение размеров сбора позволит качественно и быстро выполнять задачи по экологически безопасной утилизации машин. С другой стороны новые тарифы, несомненно, приведут к увеличению стоимости транспортных средств и, в конечном итоге, лягут на плечи покупателей. Особенно это касается наиболее популярного среди покупателей класса машин с объемом двигателя 1-2 литра.