Изменения в законодательстве в области обращения с отходами

Изменения в законодательстве

Изменения в законодательстве в области обращения с отходами

7 октября 2017 года после трех лет разработки и обсуждения,  Государственной Думой был принят законопроект № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Изменения коснулись в первую очередь терминологии, применяемой в области обращения с отходами. Внесенные изменения, дополнения и уточнения должны создать почву для внедрения новых концепций в области утилизации и повторной переработки отходов.

Цели нового закона ФЗ № 458

В процессе работы над законопроектом, его создатели преследовали несколько конкретных целей:

  • создать конкретные стимулы для предприятий, использовать отходы в качестве вторичных материальных ресурсов, с целью улучшения экологической обстановки;
  • повысить эффективность системы государственного контроля в области обращения с отходами различного класса опасности;
  • привлечь новые инвестиции и спонсоров в сферу утилизации и повторной переработки отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности природопользователей.  

Перечень изменений в соответствии с ФЗ № 458

Новый закон внес в природоохранное законодательство следующие изменения терминологии:

  • Новое определение термина «отходы». Первое изменение коснулось самого термина «отходы», который в новой редакции звучит как «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются в соответствии с настоящим Федеральным законом». Если раньше отходами считались только продукты, образованные в ходе производства и потребления, то теперь под этот термин подпадают также предметы и вещества образованные в результате выполнения работ и предоставления каких-либо услуг.
  • Новое определение «использование отходов». В новом законе термин «использование» заменен новым термином «утилизация». Под этим понятием подразумевают использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов и их возврат в технологическую схему предприятия.
  • Новая формулировка «обработка отходов». Этот термин определяет предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации. В спектр работ по обработке отходов включают их сортировку, разборку и очистку.  
  • Новое определение «обезвреживание отходов». Обезвреживание предполагает проведение любых мероприятий, в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Под термин «обезвреживание» подпадает, в том числе сжигание и другие способы изменения свойств и химического состава вещества.
  • Изменения в сфере хранения отходов. Новая редакция закона устанавливает четкий срок, в течение которого складирование отходов считается хранением – этот срок составляет больше 11 месяцев. Целями хранения отходов должна быть их последующая утилизация, обезвреживание или захоронение.
  • Новое определение «объекты обезвреживания отходов». Под этим термином понимают любые сооружения, оснащенные оборудованием, предназначенным для обезвреживания отходов.  

Изменения в области лицензирования деятельности по обращению с отходами  

Новый закон предусматривает необходимость получения лицензии на все виды деятельности по обращению с отходами, кроме их накопления и образования. Кроме того, из законодательной среды исключается понятие бессрочной лицензии, а все разрешительные документы, полученные до 30 июня 2015 года, подлежат переоформлению.

Единственным недочетом новых положений можно считать отсутствие четкого разделения какие именно вещества подпадают под определение «отходы производства и потребления», а какие можно считать побочным продуктом производства.

Изменения в положении о праве собственности на отходы

По новой редакции закона право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Исходя из этого положения, отходы однозначно определяются как одна из разновидностей движимого имущества и считаются объектом права собственности. В соответствии же с Гражданским кодексом РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.

На первый взгляд ФЗ № 458 не вносит существенных изменений в экологическое законодательство, однако эксперты уверяют, что изменение формулировок и внесение новых терминов, должно стать основанием для пересмотра и переоформления некоторых разрешительных документов.

С этой целью целесообразно привлечь профессиональных экологов, хорошо знакомых с действующим природоохранным законодательством. Именно такие специалисты работают в компании «Экобезопасность».  

Материалы по теме:

Включение в ГРОРО
В соответствии с действующим природоохранным законодательством РФ, утвержден Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Этот реестр содержит информацию относительно всех официально зарегистрированных и действующих ...
Новые законопроекты, связанные с развитием экологической экспертизы
Уже через месяц, с 1 января, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов 1 категории, будет проводиться по новым нормам. Напомним, что к этой категории ...
Российские регионы получат субсидии на утилизацию мусора
В Госдуму внесен экологический законопроект, предусматривающий предоставление российским регионам средств на создание механизма утилизации мусора в рамках  законов, регламентирующих обращение отходов.
Новые изменения в природоохранном законодательстве, затрагивающем нормы обращения с отходами
В январе 2018 года вступил в действие закон N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные ...
Нарушаете экологическое законодательство? Тогда мы идем к Вам… с проверкой!
Много лет, предприятия и организации, загрязняющие окружающую среду, чувствовали себя довольно вольготно. Выявить нарушения экологического законодательства могли лишь специализированные структуры во время плановых проверок. ...