Платежи за пользование водными ресурсами
платежи водопользование

Платежи за пользование водными ресурсами

В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, лица и предприятия, осуществляющие пользование водными ресурсами обязаны вносить в бюджет регулярные платежи. Это необходимо для компенсации вреда, нанесенного экосистемам в результате хозяйственной деятельности. Также плата взимается для организации комплексной системы восстановления и охраны водных объектов.

Специалисты компании «Экобезопасность» расскажут о законных основаниях взимания таких платежей и помогут определить их размеры.

Что говорит закон?

Долгое время в нашей стране, налог за использование водных ресурсов был разделен на две части:

  • плата за пользование водными объектами — непосредственно водный налог;
  • платежи в целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов – эти деньги предназначались для организации и проведения мероприятий, рационализирующих водопользование, восстанавливающих экосистему, повышающих уровень экологической образованности населения и т.д.

После принятия Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» два налоговых компонента были объединены в один целевой платеж.

Этот же законодательный акт устанавливает ставки, размеры, методы расчета платежей. Чтобы определиться с минимальными и максимальными суммами, которые могут взиматься с водопользователей, было принято отдельное постановление Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».  

Когда необходимо вносить плату за пользование водными объектами?

Вносить платежи в бюджет должны все частные лица, предприниматели, производства и организации, в ходе хозяйственной деятельности которых производится пользование водоемом, с применением специальных технических средств, приспособлений, сооружений. Под термином «пользование» понимают такие виды воздействия на водный объект:

  • Забор воды из водоема – вне зависимости от цели забора и пути дальнейшего использования воды, этот процесс облагается экологическим налогом. Исключение составляет забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения;
  • Работа гидроэлектростанций – отрасль гидроэнергетики предполагает использование большого количества водных ресурсов. Удовлетворение этих нужд за счет рек, озер, водоемов сопровождается необходимостью вносить регулярные платежи;
  • Лесосплав – плата взимается и за использование акватории с целью лесосплава, в случае если этот процесс происходит без использования специальных судов;
  • Добыча полезных ископаемых – нередко лицензия на добычу выдается в зоне расположения акватории водного объекта. В этом случае дополнительно оплачивается использование этой тривиальной зоны;
  • Строительство – возведение капитальных строений и временных построек на территории, прилегающей к водоему, также облагается эконалогом. К этому пункту относят и размещение плавательных средств, специального оборудования, технических комплексов. Исключение составляет размещение в акватории водных объектов отдельно стоящих сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водопроводного и канализационного назначения. Это исключение предусмотрено в законодательстве для того, чтобы освободить предприятия от двойного налогообложения.
  • Сброс сточных вод – возврат в водоем стоков, образующихся в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, облагается эконалогом. Лимиты на сбросы устанавливаются индивидуально для каждого предприятия территориальным отделением Минприроды России. Зависят они от уровня загрязнения стоков, фонового содержания опасных веществ в водоеме, типа хозяйственной деятельности, в процессе которой они образуются.

От экологических платежей полностью освобождаются лица и организации, проводящие забор воды с целью ликвидации затоплений, стихийных бедствий, аварий на производствах. Также не обязаны оплачивать водопользование лица, использующие воду с целью рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов. Важно также отметить, что освобождаются от оплаты работники государственных органов, осуществляющие исследования, анализ и мониторинг состояния акватории водного объекта.

Чем грозит нарушение правил водопользования?

Для каждого налогоплательщика устанавливаются лимиты на забор воды и сброс сточных вод. Превышение этих лимитов грозит внушительным штрафом. Также государственные органы, занимающиеся экологическим контролем, могут отозвать разрешение на пользование водным объектом.

Наибольшие штрафные санкции грозят тем лицам и предприятиям, которые осуществляют водопользование, не имея на то соответствующего разрешения, рассчитанных лимитов. В этом случае размер платы за пользование водным объектом увеличивается в 5 раз.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут получить разрешительную документацию, необходимую для законного пользования водным объектом, а также рассчитают лимиты и сумму экологических платежей.