Проекты → Разработка проекта НДС

разработка проекта ндс

Разработка проекта НДС

Чтобы не допустить загрязнения водоемов, всем предприятиям, осуществляющим сброс стоков в водные объекты, определяется норматив загрязняющих веществ, которые оно может сливать за определенное время (НДС). Такой подход позволяет не допустить значительного загрязнения водной среды и препятствует образованию предельных концентраций опасных веществ (ПДК).

Что такое проект НДС

Согласно расчетам, приведенным в данном документе, предприятие получает нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) в водоем. Документ имеет несколько разделов.

  1. Введение, где указываются законодательные акты, на основании которых проводится разработка проекта. Это Закон №7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в ред. от 29.07.17, Водный кодекс № 74-ФЗ от 03.06.06, Пост. 23.07.2007 № 469, СанПиН 2.1.5.980-00. Пр. Росрыболовства от 18.01.2010, ГОСТы 17.1.1.01.-77 и 17.1.1.01.-78, ГН 2.1.5.1316-03.

В этом же разделе указываются данные об уже имеющихся у предприятия разрешениях на сброс в водные объекты.

  1. Сведения о хозяйственном объекте – реквизиты, вид деятельности, ФИО руководителя и лица, ответственного за экологию.

В этом разделе содержатся данные о географических особенностях расположения предприятия, его размере и площади водосбора.

К проекту прилагается план производственной территории с указанием водных коммуникаций, ливневок, очистных установок и сооружений. Это позволяет оценить размер предприятия и степень загрязнения им водного объекта. В этом разделе сообщаются сведения об организации, занимающейся контролем сточных вод. Это должна быть аккредитованная лаборатория, имеющая разрешение на такие работы. Чаще всего – один из филиалов ФБУЗ.

  1. Характеристика состояния водоема, в который осуществляется сброс. В ней указываются размеры водоёма, его расположение, глубина и рельеф. Вносятся данные о температуре воды, солености, течении и длительности замерзания. Поясняется текущая степень загрязнения, перечисляются предприятия, расположенные рядом, и указывается сфера их деятельности. Указываются сведения о текущем загрязнении. Все эти данные можно найти в открытых научных источниках. Состояние воды подтверждается лабораторными пробами.

Информация дает представление, какую нагрузку от вредных стоков может выдержать водный объект.

  1. Работа предприятия. В этом разделе разъясняется, как производственная деятельность влияет на экологию. Перечисляются объекты, осуществляющие сброс, и объясняются особенности техпроцесса. Указывается объем сточных вод, учтенный при помощи специальных счетчиков, перечисляются выпуски, через которые стоки сливаются в водоем. Эти данные позволяют оценить влияние производства на экологию водоема.
  2. Расчет нормативов НДС ведется в соответствии с методическими указаниями Минприроды N 333 от 17.12.07.

При расчетах учитываются:

  • Характеристики производственного процесса, приводящие к образованию стоков.
  • Особенности водного объекта.
  • Данные о предприятии – тип водопользования и местонахождение стоков, через которые осуществляется сброс использованной воды.
  • Данные о коммуникациях и мощностях очистных сооружений.
  • Данные о качестве воды в водоеме, полученной с помощью проб.

Для расчета сброса воды в водоем рассчитывается количество воды, проходящее через каждый выпуск, а затем эти данные суммируются.

При составлении проекта ДС для давно работающих предприятий к расчету прилагаются сведения о загрязнении стоков от каждого выпуска вредными веществами и микроорганизмами за пять предыдущих лет. Это позволяет проанализировать отдаленное влияние работы предприятия на экологию.

  1. Обработка осадков. В разделе указывается, какие осадки остаются при очистке отработанной воды и как происходит их утилизация. Это может быть вывоз лицензированным перевозчиком с захоронением на полигоне, как отходы, или дальнейшее использование, например, для производства биогаза или извлечения фосфорных солей.

Предлагаются мероприятия по снижению выбросов и предотвращению аварийных ситуаций. Указываются меры, которые помогут сделать работу предприятия экологически более безопасной.

Баланс водоснабжения и водоотведения (БВВ) – важная часть расчета проекта ПДС

Необходимость такого расчета указывается в ФЗ N 416 от 07.12.11. В нем определяется баланс между водоснабжением и водоотведением, т.е. количество воды, необходимое для работы хозяйствующего субъекта.

Расчёт проводится на основании характеристик предприятия, количества работников, особенностей источников подачи воды, технического состояния водных сетей и прочей инфраструктуры. Для его расчета нужны следующие документы:

  • Копия лицензии или договора на добычу питьевой воды и на обслуживание канализации. При привлечении сторонних компаний, понадобится договор с ней.
  • Справка о месторасположении приёмника сточной воды с обозначением расстояния в метрах.
  • Справка о количестве транспорта, в т.ч. спецтехники, находящейся на балансе с указанием пробега и техсостояния.
  • Результаты лабораторных анализов воды из поверхностного почвенного слоя, и стоков. К документу прикладывается копия свидетельства об аккредитации проводившей их лаборатории.
  • Паспорта на очистные с приложением заключения ГСЭН РФ и указанием их санитарного состояния.
  • Документ об образовании сотрудника, ответственного за экологическое состояние.
  • План контроля состава воды.

БВВ составляется в виде таблицы с указанием водопотребления и водоотведения, необходимого для работы технических объектов и персонала. К проекту прилагаются данные о содержании опасных веществ в стоках предприятия с указанием их концентрации, класса опасности и сведений об эффективности сооружений водоочистки.

После представления всех документов наши специалисты подготовят проект для подачи в Росприроднадзор.

Каким предприятиям нужна разработка НДС

Проект и выдаваемые на его основании разрешения нужны всем предприятиям, вне зависимости от направления деятельности и объемов производства, сбрасывающим использованную воду в водоемы. Нормирование сброса позволяет снизить нагрузку на водный бассейн, предотвратить гибель природных ресурсов (рыбы, ракообразных, водорослей).

Распределение выбросов между предприятиями делает невозможным увеличение предельных концентраций (ПДК) опасных веществ, превышение уровня которых влияет на состояние здоровья людей и губит природу.

Зачем предприятию нужен проект нормативов НДС

Без проекта невозможно получить разрешение на предоставление водного объекта в пользование и утвердить нормативы, определяющие предельный сброс. Отсутствие документов приводит к наложению штрафов и приостановке деятельности предприятия.

Согласно ст. 8.14 Административного Кодекса РФ об от 30.12. 01 № 195-ФЗ, работа предприятия без проекта НДС и разрешения на сброс приводит к наложению штрафов:

  • для ИП – на сумму 20-30 тыс. руб.:
  • для предприятий – юрлиц – до 100 тыс. руб.

Предприятия-нарушители могут быть дополнительно наказаны приостановлением деятельности на срок до 90 сут. Наложение взысканий не освобождает от оформления проекта, разрешений и нормативов. Документы все равно придется приводить в порядок.

Если при проверке состояния водоема обнаружится повышенная концентрация опасных веществ, это будет означать, что предприятие превысило нормы, нанеся вред природе. Такие действия караются по ст. 250 УК – Загрязнение воды. К штрафу в 80 тыс. руб. прибавляется дисквалификация ответственного лица на срок до 5 лет.

Если удастся доказать, что ситуация вызвала проблемы со здоровьем людей и сопровождалась нанесением существенного вреда природе, ответственное лицо накажут лишением свободы на срок до 2 лет, а размер штрафа вырастет до 200 тыс. руб. Если загрязнение приведет к гибели людей, ответственный будет наказан лишением свободы сроком до 5 лет.

Составление проекта и разработка нормативов допустимых сбросов

Для создания проекта ДС предприятие предоставляет:

  • Реквизиты;
  • Данные о территории (размер, площадь дорог и зданий), водоснабжении и канализации;
  • План предприятия в масштабе 1:2000 с охваченным радиусом в 200 м, одобренный местным отделом архитектуры;
  • Схему промышленной территории в масштабе 1:500, на которой указываются строения, сооружения, канализационные и водоснабжающие коммуникации. Отмечаются места сброса стоков.

По полученным данным, согласно методическим указаниям Минприроды N 333 от 17.12.07, составляется проект, который передаётся на согласование. Поскольку проектная документация проходит несколько инстанций, этот процесс довольно сложен и длителен. Согласно регламенту, на каждое согласование отводится до 30 дней.

Организация Этап согласования
Росводресурсы Общее согласование
Центры гидрометеорологии ЦГМС Выдача заключения
ФБУЗ Проверка соответствия проекта сан-эпид. нормам
Роспотребнадзор Выдача санитарного заключения
Росрыболовство Проверка на соответствие требованиям Пр. Росрыболовства от 18.01.2010
Росприроднадзор Выдача разрешения
К выданному разрешению прилагаются нормы веществ, допустимые к сбросу за год с поквартальной разбивкой.

Все документы выдаются сроком на 5 лет, но, если предприятие изменит техпроцесс или проведет модернизацию, увеличив выпуск продукции и, соответственно, сброс воды, документы придется оформлять заново. Поэтому ежегодно в Росприроднадзор представляются данные о неизменности техпроцессов, состава и количества используемого сырья. Это значит, что сброс использованной воды в водоем не изменился.

Указанные в разрешении концентрации веществ постоянно контролируются. Для этого проводится забор воды вблизи предприятия. Неправильно составленный проект приведет к постоянным нарушениям, и организация погрязнет в штрафах.

Особенности процедуры

Разрешение на сброс дается не для всех водных объектов. Согласно ст. 44 и 60 Водного кодекса, проект не утвердят и документы не выдадут, если планируется сбрасывать отработанную воду в водоем, являющийся лечебным и курортно-оздоровительным ресурсом или расположенным в заповеднике.

Не удастся оформить сброс в границах:

  • санитарных зон источников забора воды;
  • лечебно-оздоровительных местностей и курортных местностей;
  • природоохранных, рыбоохранных, рыбохозяйственных зон.

Иногда по объективным причинам, например, при неполном запуске или ремонте очистных систем или недавнем пуске предприятия точно подсчитать ПДС невозможно. Иногда концентрация вредных веществ превышает нормативную.

В этих случаях согласно п.19. Пр. №2 Минприроды от 09.01.13 выдается временное согласование на сбросы (ВВС), сроком на год. Для его получения нужно предоставить в Росприроднадзор список мероприятий, направленных на снижение загрязнения воды. Продление разрешения через год проводится только при условии соблюдения заявленных мер.

Разработка проекта ДС и получение разрешения на сброс отработанной воды – сложный процесс, который лучше доверить опытным профессиональным экологам.