Разработка проекта НДВ
Проект НДВ содержит сведения, характеризующие организацию в качестве источника выбросов, и расчет выделяемых вредных (загрязняющих) веществ.
НДВ — норматив допустимого выброса – это нормативное количество вредных веществ, которые предприятие может выбрасывать в воздушную среду. Для расчета этих норм составляется проект НДВ.
ВРВ — временно-разрешенный выброс – это показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения норматива допустимого выброса.
Причины разработки проекта НДВ
- Выполнение ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» ст. 14;
- Выполнение ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»;
- В соответствии со статьей 8.21. КоАП за нарушение условий специального разрешения, а именно Нормативов допустимых выбросов;
- Расчеты НДВ входят в перечень документов при проверках контролирующих органов (опросный лист).
- Требование приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Согласно действующему законодательству (ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»), юридические и индивидуальные лица, выполняющие хозяйственную деятельность на объектах классах I -III опасности, должны предоставить нормативы выбросов, получаемых от их деятельности при использовании источников выбросов.
Нормативы выбросов устанавливаются в зависимости от категории предприятия, которая присваивается объекту при его постановке на государственный учет согласно Постановлению Правительства РФ от 07.05.2022 г. №830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)».
Все предприятия делятся на четыре категории НВОС:
- I категория НВОС — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий.
- II категория НВОС — объекты, оказывающие умеренное НВОС оказывающая умеренное отрицательное влияние.
- III категория НВОС — объекты, оказывающие незначительное влияние.
- IV категория НВОС — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, определяется с использованием критериев НВОС:
— для планируемого строительства объектов ОНВ I и II категорий, а также для действующих объектов ОНВ II категории из перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников объекта ОНВ, выбираются загрязняющие вещества, которые включены в «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее Перечень), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. №1316-р;
— для действующих объектов ОНВ I и III категорий из Перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников объекта ОНВ, выбираются высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности в соответствии с санитарными правилами), которые включены в Перечень регулируемых загрязняющих веществ;
— для объектов ОНВ IV категории проект НДВ не требуется.
Источники выбросов подразделяются:
- Стационарные – промышленные здания, котельные, топливные станции, сварочные точки, помещения для металлообработки и ремонта, гаражи и др.
- Передвижные – используемый на балансе предприятии автотранспорт (заезжий автотранспорт в проекте НДВ не учитывается).
Для указанных выше источников должны проводиться расчёты, на основании которых органами надзора выдаются разрешения на деятельность предприятия.
Разделы проекта НДВ:
- Общие сведения о предприятии (адрес, ФИО руководителя и ответственного за охрану окружающей среды, коды деятельности по ОКВЭД).
- Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в соответствии с Решением об установлении СЗЗ (при наличии) или в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 г. № 7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74»; расстояния до ближайших нормируемых территорий.
- Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха (краткая характеристика технологии и технологического оборудования; характеристика пылегазоулавливающего оборудования; аварийные и залповые выбросы загрязняющих веществ).
- Анализ инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (сведения о программе расчета; метеорологическая характеристика и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в районе расположения предприятия; сведения о фоновом загрязнении атмосферы в районе расположения предприятия).
- Анализ результатов расчета рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере.
- Предложения по нормативам НДВ и ВРВ.
- Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ).
Расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводятся по методу, приведенному в Приказе №581 от 11.08.2020г. «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Для определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ используются инструментальные и/или расчетные методы определения состава и количества выбросов. Приоритетным для стационарных источников является инструментальный метод. Требуется наличие аккредитованной лаборатории.
Расчеты рассеивания проводятся в соответствии с «Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», утвержденными Приказом Минприроды России № 273 от 06.06.2017.
При проведении расчётов учитываются: климатические особенности и рельеф местности; роза ветров и скорость ветра, дующего в различных направлениях; свойства и объемы образующихся опасных веществ; особенности объектов – высота труб, размер площадки т.д. Расчет позволит избежать возникновения опасных концентраций веществ даже при неблагоприятных метеоусловиях.
Мероприятия, регулирующие и снижающие выбросы в атмосферу, разрабатываются по результатам проведённых анализов и измерений.
Уменьшение объема вредных веществ, выбрасываемых в воздух, положительно сказывается на здоровье работников и людей, живущих неподалеку от предприятия. Дымящие заводские трубы, портящие природу, нередко становятся причиной жалоб и проверок. На основании проекта можно принять меры, чтобы работать спокойно.
Этапы согласования.
- 1 этaп. Обрaтиться зa экспeртным зaключeниeм в ФБУЗ «Цeнтр гигиeны и эпидeмиологии».
- 2 этaп. Получeниe сaнитaрно-эпидeмиологичeского зaключeния в Упрaвлeнии Роспотрeбнaдзорa.
- 3 этaп. Имeя сaнитaрно-эпидeмиологичeского зaключeниe, нaдо подaвaть докумeнты нa утвeрждeниe плaнa мeроприятий при НМУ (для прeдприятий г. Москвы – докумeнты рaссмaтривaeт Дeпaртaмeнт природопользовaния и охрaны окружaющeй срeды г. Москвы, для прeдприятий Московской облaсти — Министeрство экологии и природопользовaния Московской облaсти).
Разработку проекта НДВ лучше доверить специализированной фирме. Даже обладая знаниями в области экологии, правильно составить проект НДВ очень сложно. Для этого нужно провести множество расчетов, ошибка в которых приведет к отказу в выдаче документов.
Штрафные санкции.
Отсутствие проекта ПДВ и разрешительной документации наказывается серьёзными штрафами (Закон №96-ФЗ — 1999 г.):
- для должностных лиц 40 — 50 тыс. рублей;
- для юридических — 180 — 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей влечет наложение административного штрафа (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.07.2014 №219-ФЗ):
- на юридических лиц — от 20 тысяч до 80 тыс. рублей.
Если в случае превышения выбросов будет нанесён существенный урон природе или вред здоровью людей, то для ответственных лиц предусмотрена уголовная ответственность по ст. 251 УК дисквалификацией на срок до 5 лет или лишением свободы до 2 лет.
Если ситуация повлечёт за собой смерть человека, срок лишения свободы увеличится до 5 лет.