Экологические проверки на предприятии: порядок проведения и возможные нарушения

проверки на предприятии

Экологические проверки на предприятии: порядок проведения и возможные нарушения

Чаще всего экологические проверки становятся для руководства предприятия неприятным сюрпризом. Однако деятельность контролирующих природоохранных органов необходима, для своевременного выявления нарушений экологического законодательства и привлечения виновных лиц к ответственности.

Соблюдение законов в сфере охраны окружающей среды, грамотное оформление экологической документации и своевременное внесение экологических платежей – три обязательных условия, выполнение которых поможет избежать штрафов, предписаний, ограничений или временного приостановления деятельности компании и других наказаний со стороны проверяющих органов.

К сожалению, в нашей стране нарушения законодательства допускают не только природопользователи, но и сами сотрудники контролирующих органов. Разберемся, кто, когда и на каком основании может проводить экологические проверки предприятия и что делать, если руководство не согласно с выводами проверяющей комиссии.

Виды экологических проверок на предприятии     

Порядок проведения проверок по экологии на предприятиях определяется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ. В соответствие с законом все экологические проверки можно разделить на две группы – плановые и внеплановые. Каждый вид имеет свои особенности:

  • Плановые проверки. Такие проверки проводятся с периодичностью, определенной действующим законодательством Российской Федерации, но не чаще одного раза в два года. Чем больший вред предприятие наносит экологии, тем чаще проводятся плановые проверки. Важно отметить, что перед проведением плановой экологической проверки, надзорные службы обязаны уведомить природ пользователя о предстоящем визите минимум за 10 дней.
  • Внеплановые проверки. Проверки, без соблюдения временных промежутков, указанных в законе, могут проводиться при наличии объективных оснований. Таковыми считаются выявленные при проведении плановых проверок нарушения и выдача предписаний об их устранении. Также внеплановые проверки могут быть мотивированы возникновением угрозы нанесения непоправимого вреда природе и здоровью человека. Однако чаще всего внеплановые проверки проводятся при поступлении обращений (жалоб) от частных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, о том, что на предприятии нарушается природоохранное законодательство.

Любая проверка может проводиться только при наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля. В нем должны быть четко указаны цели, задачи, предмет проверки и правовые основания для ее проведения. Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяца. Только в случае необходимости проведения сложных испытаний и экспертиз контролирующие органы могут получить разрешение на продление этого срока.

Правомерные и неправомерные действия проверяющих органов при проведении экологического контроля

Законные действия государственных инспекторов в рамках проведения экологических проверок строго ограничены. В ходе проверки контролирующие органы осуществляют три ключевые процедуры:

  1. Проверка наличия и состояния экологической документации, подтверждение ее соответствия требованиям правовых норм;
  2. Осмотр производственного объекта;
  3. Проведение инструментальных методов контроля влияния, оказываемого предприятием на экологическую обстановку. Если необходимы глубокие исследования, отобранные материалы направляются в специальную аккредитованную лабораторию.

Гораздо более внушительный список действий, которые недопустимы со стороны контролирующих органов в ходе проведения проверки. Госинспектор не в праве:

  • проверять любые документы, не относящиеся к компетенции конкретного проверяющего органа;
  • проводить проверки при отсутствии руководителя предприятия, индивидуального предпринимателя или их законных представителей;
  • изымать оригиналы документов;
  • проверять объекты, которые не указаны в распоряжении в качестве предмета контроля;
  • требовать предоставления продукции на анализ, без оформления соответствующего акта и в количествах превышающих установленные законом нормы;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок;
  • превышать сроки, установленные как максимальные для проведения экологического контроля.

По результатам проведенной проверки, госинспектор должен составить соответствующий акт в 2 экземплярах, к которому прилагаются протоколы исследований, акты об отборе образцов,  объяснения должностных лиц и другие документы, полученные в ходе проведения проверки. По выявленным нарушениям природоохранного законодательства инспектор госнадзора выдает руководителю предприятия предписание или распоряжение об их устранении.

Права  юридических лиц и ИП при проведении проверки

Кроме обязанности соблюдать природоохранное законодательство, проверяемый природопользователь имеет ряд прав, нарушение которых может привести к обжалованию результатов проведенной проверки. Руководитель предприятия имеет право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои комментарии и разъяснения по сути выявленных нарушений;
  • получать всю необходимую информацию относительно порядка проведения контроля и действий госинспектора на предприятии;
  • быть ознакомленным с результатами проверки и в случае несогласия не подписать акт о результатах;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном или судебном порядке.

Сотрудники компании «Экобезопасность» готовы профессионально представлять интересы частных предпринимателей и руководителей крупных предприятий при проведении экологических проверок. Также, при возникновении спорных ситуаций и несогласии с решением контролирующих органов, мы обжалуем их выводы в суде и добьемся соблюдения всех законных прав доверителя.   

Материалы по теме:

Чек-листы Росприроднадзора
В рамках реформирования сферы государственного экоконтроля на инспекторов возложены новые функции. Внедрение чек-листов в процесс проведения экологического контроля - ключевое направление реформы. Форма и ...
Обжалование результатов проверки государственного экологического контроля
Государственный экологический контроль – обязательная процедура проверки законности природоохранной деятельности предприятия. Государственный экоконтроль проводится уполномоченными представителями из органов Росприроднадзора. Природоохранный контроль со стороны государства ...
На трубы обяжут установить автоматические счетчики
9 июня 2018 г. в первом чтении был принят законодательный акт о систематическом контроле вредных выбросов, обязывающих предприятия устанавливать счётчики на трубы, через которые ...
Экологический контроль очистки сточных вод
Использованные в быту и хозяйственной деятельности воды, попадают в водоемы после прохождения сложной и многоуровневой канализационной системы. Сточные воды, которые образуются в результате хозяйственной ...
Что такое экологический мониторинг?
В результате активного влияния негативных антропогенных факторов на состояние окружающей среды возникла необходимость регулярного проведения экологического мониторинга. Экомониторинг – комплекс показателей текущего состояния экологической ...