В нашей стране природоохранное законодательство довольно сложное и имеет многоуровневую структуру контроля и управления. Для успешного и законного ведения бизнеса, природопользователю придется оформить ряд разрешительных документов, а также пройти процедуры стандартизации, лимитирования и лицензирования.
Чтобы не допустить ошибок на этом длительном и непростом пути, важно знать устройство органов управления природопользованием в РФ и права и обязанности каждой государственной структуры.
Отправной точкой создания структуры государственного менеджмента природопользования стала Стокгольмская Конференция ООН в 1972 г., в процессе которой были согласованы нормы и стандарты деятельности по ООС и использованию экопреимуществ. Этот период стал переломным в сфере организации рационального менеджмента и охраны экологии для многих стран, в том числе и для Советского Союза, а ныне Российской федерации.
Именно с этого момента началось формирование целостной и действенной структуры органов национального надзора за природопользованием и охраной экологической сферы, которое продолжается и сейчас ввиду реформирования аппарата госуправления, внесения изменений в нормативно-правовые акты, влияния научно-технического процесса.
Структура госорганов управления природопользованием
Современная структура государственного аппарата экоменеджмента достаточно сложна – она включает массу отраслевых и региональных ведомств, комиссий, комитетов, министерств и других уполномоченных органов, что определено в Законе РФ «Об охране окружающей среды». Все органы менеджмента в сфере экологии и охраны природы Российской федерации в зависимости от компетенции и возложенных полномочий делятся два вида — общие и специализированные.
Общей компетенцией в сфере менеджмента природоохранной деятельностью наделены Президент и его Администрация, Правительственная структура, Федеральное Собрание РФ, муниципальные и исполнительные органы государственных субъектов. Управленческие функции президентского и правительственного аппарата в области природопользования заключаются в выполнении следующих функций:
- формирование основополагающих направлений внешней и внутренней экополитики;
- законотворческая и нормотворческая деятельность;
- организация работы ответственных исполнительных органов;
- обеспечение прав и гарантий граждан в сфере ООС и эксплуатации природных ресурсов;
- обеспечение согласованной работы структуры органов национального экоменеджмента;
- обеспечение реализации целостной и системной госполитики в области ООС и природопользования.
Специализированная компетенция – привилегия национальных структур, организованных специально для реализации природоохранных функций. В свою очередь специализированные национальные органы по менеджменту ООС дифференцируются на три типа:
- Комплексные органы управления — занимаются вопросами постановки и реализации задач охраны экообъектов и ресурсов в процессе ведения предпринимательской деятельности, капитального строительства, эксплуатации недр и т.п. Органы мнеджмента природопользования комплексного типа на региональном и федеральном уровнях компетентны в вопросах определения перспективных направлений экополитики; разработки и внедрения экопрограмм; установления эколимитов, нормативов и стандартизации; оценки и прогнозирования состояния естественной среды; наложения и взыскания штрафов за нарушение экозаконодательства; распространения теории и практики образования в сфере экологизации жизнедеятельности; международного экосотрудничества. Примером национального органа экоуправления может служить Государственная экологическая экспертиза;
- Отраслевые органы экоуправления — Минприроды, Росприроднадзор, Росгидромет, Минсельхоз компетентны в области инспекции, контроля, координации, распространения экодеятельности; надзора за соблюдением экологических нормативов, стандартов, правил, лимитов; аккумуляции данных о состоянии экосферы; принятия решений по устранению последствий производственных аварий, природных катаклизмов, техногенных и экологических катастроф;
- Органы менеджмента в области функционального обеспечения — выполняют задачи, направленные на разработку и внедрении перспективных мер по рациональной эксплуатации и восстановлению воздушных, водных, земельных, биологических и других типов ресурсов. Например, эти задачи входят в область реализации такого органа госконтроля, как Госгортехнадзор.
Подробные функции, компетенции и задачи государственного аппарата экоуправления отражены в содержании закона «Об охране окружающей среды».
Огромный опыт взаимодействия с государственными органами менеджмента природопользования имеют специалисты компании «Экобезопасность». Наши экологи, геологи и юристы успешно выполнили десятки заказов по экологическому сопровождению субъектов хозяйствования. На нашем счету нет спорных или конфликтных ситуаций, судебных разбирательств с органами государственного надзора, что свидетельствует о высоком профессионализме наших сотрудников.