Природоохранное законодательство РФ предусматривает необходимость лицензирования любой деятельности, связанной с обращением опасных отходов. Регламентируется это требование в первую очередь ФЗ-99 от 04.05.2011г. «О лицензируемых видах деятельности».
Принятие решений о выдаче бессрочных лицензий на обращение с опасными отходами и контроль деятельности предприятий, получивших ранее лицензию, возлагается на органы Росприроднадзора РФ. Получить лицензию на обращение с отходами могут как юридические лица, так и частные предприниматели.
Когда необходимо получать лицензию на обращение с отходами?
Чтобы понять, нужна ли предприятию лицензия на обращение с отходами, необходимо ответить на 2 простых вопроса.
Вопрос №1 – С какими именно отходами работает предприятие?
Дело в том, что в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 и ст. 4.1 закона №89-ФЗ «Об отходах» государство выделяет 5 классов опасности отходов. В этой классификации отходы 5 класса считаются практически неопасными, в то время как отходы 1 класса относятся к категории чрезвычайно опасных. Лицензированию подлежит только деятельность предприятий, в ходе работы которых происходит обращение отходов 1-4 категории опасности.
Чтобы определить, под какой класс опасности подпадают отходы на вашем предприятии, необходимо обратиться к Федеральному классификационному каталогу отходов, который находится в публичном доступе. Там четко расписано, какие виды отходов подпадают под каждый класс опасности.
Если, интересующий вас вид отходов, не внесен в каталог, природопользователь должен направить соответствующий запрос в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ по месту ведения хозяйственной деятельности. В приказе Минприроды РФ №541 от 05.12.14г. установлен порядок присвоения новым отходам определенного класса опасности. Если окажется, что отходы вашего предприятия подпадают под 5 категорию, в лицензировании деятельности нет необходимости.
Вопрос №2 – Какими видами деятельности по обращению отходов занимается предприятие?
В законе ФЗ-99 от 04.05.2011г. «О лицензируемых видах деятельности» предусмотрено, что лицензия должна быть получена на транспортировку, сбор, размещение, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов. При этом, например, накопление отходов не подпадает под действие закона и не подлежит обязательному лицензированию.
В чем же разница между процессами размещения и накопления отходов? По закону, временное складирование отходов любого класса опасности сроком до 11 месяцев считается не сбором и размещением, а накоплением. Если же хранение отходов 1-4 класса опасности продолжается более 11 месяцев, предприятие должно получить соответствующую лицензию.
Если в ходе проверки деятельности предприятия, природоохранные органы выявят нарушения максимального срока накопления отходов, на предприятие будут наложены штрафы в соответствии со статьей 14.1 (п.2) КоАП РФ. Кроме соблюдения сроков накопления отходов, природопользователь должен обратить внимание на соблюдение следующих законодательно установленных аспектов:
- Если предприятие занимается временным хранением (накоплением) опасных отходов, оно должно позаботиться об обустройстве специальной площадки с учетом требований статьи 51 закона №7-ФЗ от 10.01.02г. «Об окружающей среде» и статьи 22 закона №52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Цель временного хранения отходов должна предполагать их последующую передачу уполномоченными организациям, утилизацию или размещение.
Лицензионные условия
Если юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:
- Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
- В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
- Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.
Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора. Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.
Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.
Получение лицензии на деятельность связанную с обращением опасных отходов – сложный, кропотливый и продолжительный процесс. Чтобы избежать отказа в выдаче лицензии и правильно собрать и оформить все необходимые документы, следует доверить эту работу профессионалам в области экологии природоохранного законодательства. Специалисты компании «Экобезопасность» в кратчайшие сроки соберут и получат все необходимые документы, грамотно составят заявление и пройдут за вас все этапы получения лицензии.