В январе 2018 года вступил в действие закон N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись правового регулирования процессов обращения с разными видами отходов. Изменения в ФЗ от 30.12.2017 N 503-ФЗ затронули сразу несколько сфер деятельности организаций, соприкасающихся с экологической отчетностью:
- С 1 января заработали новые нормы порядка обращения с отходами производства, потребления и твердыми коммунальными отходами (ТКО);
- Изменен порядок расчета экологического сбора;
- Введены новые нормы расчета и внесения ПНВОС (платы за негативное воздействие на ОС).
Новые требования, касающиеся многих нормативно-правовых актов, упростят получение лицензий на обращение с отходами I-IV классов опасности, дадут возможность возвратить ПНВОС по ТКО за 2016-17 гг. и усовершенствуют порядок накопления различных отходов.
Вторая задача модернизированного законодательства — активное стимулирование производителей и потребителей к соблюдению норм утилизации товаров и упаковочных материалов.
Рассмотрим наиболее значимые изменения
- Обозначен круг применения термина «сбор отходов». Теперь он относится только к сферам деятельности, связанным с обработкой, размещением, утилизацией и обезвреживанием отходов.
- Лицензию по обращению с отходами I-IV класса опасности теперь можно получить на группу отходов. Ранее они выдавались на отдельный отход, что заставляло предпринимателей подавать документы сразу на несколько лицензий.
- В каждом субъекте РФ теперь можно выбрать сразу несколько операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок работы с каждым оператором ограничен 10-ю годами.
- Требования, обязательные для организации мест накопления отходов, конкретизированы и выделены в статью 13_4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- Функции по разработке и определению схема размещения площадок, предназначенных для накопления ТКО, переданы органам местного самоуправления. Они же обязаны вести реестры мест накопления ТКО. Реестр должен включать все данные о месте нахождения площадок ТКО, собственниках участков, на которых они расположены, подробные теххарактеристики и информацию об источниках образования ТКО.
- Производители, не исполняющие нормативы утилизации товаров или упаковки, заплатят экологический сбор. Средства пойдут на организацию перерабатывающих мощностей. Это коснется и упаковки, ввезенной из стран ЕАЭС.
И последнее важное новшество: ПНВОС при размещении ТКО в 2016-17 г. не будет исчисляться и взиматься.