После внесения изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» государство обязало все объекты, наносящие вред экологии, пройти процедуру категоризации по степени НВОС (негативного воздействия на окружающую среду). В соответствии с действующими нормами, выделяют 4 категории предприятий по уровню экологической опасности. Определить, к какой категории относится предприятие, важно для дальнейшего формирования экологической политики.
Критерии оценки экологической опасности предприятия
Введение новых норм категоризации привело к тому, что с объектов, оказывающих минимальное воздействие на природу, была снята повышенная налоговая нагрузка. Ранее такие компании вынуждены были платить высокие экологические платежи в качестве компенсации. Одновременно с облегчением для объектов 4 категории НВОС повышалась финансовая нагрузка на предприятия, подпадающие под 1 категорию опасности. Именно с точки зрения финансовой нагрузки каждому бизнес-объекту важно точно определить категорию по степени воздействия на окружающую среду.
Критерии, на основе которых происходит категоризация, установлены законом. Перечень критериев разработан специалистами Минприроды России. Представлен список в проекте Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
В основу категоризации ложатся такие критерии:
- уровень НВОС в целом для всей отрасли, к которой относится предприятие;
- наличие источников выбросов и сбросов загрязненных продуктов производства;
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства образующихся загрязняющих веществ;
- установленный класс промышленного объекта и производства;
- наличие узлов в области использования атомной энергии.
I категория – изменения в законодательстве
К I категории относят самые опасные области производства, в результате хозяйственной деятельности которых образуются загрязняющие вещества, способные нанести существенный вред здоровью людей и состоянию экологии. Загрязняющие вещества в составе сбросов и выбросов должны быть отнесены к 1 или 2 классу опасности.
На эту производственную группу возлагается наибольшая финансовая нагрузка с точки зрения платы за НВОС. К I категории опасности относят предприятия таких сфер:
- добыча, переработка полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, драгоценные металлы и т.д.);
- область энергетики;
- тяжелая металлургия;
- обеззараживание и захоронение опасных отходов;
- очистные предприятия, занимающиеся очищением сточных вод;
- химическая промышленность;
- предприятия, использующие животное сырье (мясо, кожа, шерсть животных);
- производство, основанное на использовании растворителей, оксида магния и т.д.
Важно отметить, что к I категории экологической угрозы не относят научно-исследовательские лаборатории, в которых опасные химические вещества используются для проведения опытов, испытаний, разработки новых образцов продукции.
Производственная группа, подпадающая под I категорию опасности для окружающей среды, считается группой риска. Она привлекает особенное внимание со стороны надзорных и контролирующих органов. Начиная с 2019 года, в законную силу вступают требования о получении комплексного экологического разрешения для ведения хозяйственной деятельности, связанной с высоким уровнем угрозы для экологии.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – это принципиально новый вид экодокументации для России, который должен заменить собой ряд лимитов и разрешений. По новому проекту КЭР будет содержать всю экологическую информацию, которая ранее содержалась в разрешениях на выбросы в атмосферу и сбросы в воду загрязняющих материалов. Также в КЭР будут указываться лимиты – максимальные количественные показатели содержания загрязнений.
В соответствии с новыми законами, предприятия I категории должны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно. Если объект I группы демонстрирует высокую угрозу для экологии, дополнительно с заявлением на получение КЭР руководству придется подать программу повышения экологической эффективности работы.
Кроме единого разрешительного документа, новые нормы также предъявляют требования к уровню контроля концентрации загрязняющих веществ в выбросах и сбросах. Так, в соответствии с новыми правилами, предприятия должны будут установить приборы для автоматического измерения выбросов.
Новые законодательные нормы в сфере экологии констатируют переход российской системы на европейские стандарты охраны окружающей среды. Это должно облегчить процедуру сбора и согласования необходимой разрешительной документации, расчета платы за НВОС, проведения экологического мониторинга.
Компания «Экобезопасность» поможет составить заявку на получение КЭР, собрать все необходимые документы, готова организовать экологическое сопровождение предприятию на протяжении ведения хозяйственной деятельности.