Проекты → Размер санитарно-защитной зоны

Размер санитарно-защитной зоны

расчет площади санитарной зоны

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ), согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, формируются вокруг предприятий, деятельность которых связана с загрязнением окружающей среды. При правильном определении размера СЗЗ уровень промышленных загрязнений на ее границе не превышает предельной концентрации (ПДК), поэтому безопасен для жизни и здоровья людей.

Для чего определяют размер санитарно-защитной зоны

Определение санитарной зоны является неотъемлемым этапом получения разрешения на строительство и работу предприятия. Если санзона захватывает на своем протяжении жилую застройку и объекты, указанные в п. п. 2.20-2.27 и 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разрешение на строительство не выдается. Вести застройку можно будет только после уменьшения размера СЗЗ за счет проведения природоохранных мероприятий.

Эта территория, отводимая для защиты людей от вредных выбросов, шума и бактериальных загрязнений, создаваемых опасными объектами, имеет особый режим пользования.

Внутри санитарно-защитной зоны нельзя размещать:

  • жилые дома и другое жилье, предназначенное для постоянного проживания;
  • земли садоводческих и дачных товариществ;
  • рекреационные зоны – парки, лесопарки, скверы;
  • лечебно-оздоровительные объекты — курорты, пансионаты, санатории, турбазы;
  • объекты детского отдыха, детские учреждения;
  • спортивные объекты;
  • источники забора питьевой воды.

Можно размещать:

  • поля для выращивания технических культур, не используемых при производстве продуктов питания;
  • производства, имеющие более низкий класс вредности и меньшую СЗЗ;
  • пожарные депо, торговые и банно-прачечные объекты, гаражи, автостоянки, АЗС;
  • электроподстанции, котельные;
  • объекты, связанные с работой предприятия – лаборатории, административные здания, технические службы, конструкторские бюро, заводские поликлиники, столовые;
  • помещения для размещения дежурного персонала, общежития для сотрудников, работающих вахтами сроком не более 14 дней;
  • коммуникации и ЛЭП;
  • нефте- и газопроводы;
  • источники забора технической воды;
  • очистные сооружения и канализационные станции.

Поскольку территория СЗЗ должна быть озеленена на 40-60%, в зависимости от класса опасности предприятия, на ее территории можно размещать питомники по выращиванию деревьев и кустарников.

Субъекты

Санитарно-защитная зона нужна всем промышленным и хозяйственным объектам, даже относящимся к 5 классу опасности. Исключения:

  • Предприятия малого и среднего бизнеса, находящиеся в городской черте и не влияющие на экологическое состояние. Таким объектам достаточно факта отсутствия загрязнений, подтвержденных лабораторными данными и техпроцессом.
  • Предприятия, находящиеся в промзонах и не контактирующие с нормируемыми территориями;
  • Микропредприятия с численностью персонала до 15 чел.
  • Объекты торговли, услуг и общепита. Этим организациям достаточно разработки проекта по ОВОС- отрицательному воздействию на окружающую среду.
  • Предприятия, удаленные от населённых пунктов и дачных поселков более чем на 10 км, если рядом не находятся другие объекты, которые нельзя размещать в СЗЗ.

Классификация предприятий и объектов, вокруг которых создается СЗЗ

Размеры СЗЗ для предприятий определяются согласно нормам химического и бактериального загрязнения, уровня шума, электромагнитного излучения и ограничений по другим негативным показателям. Поэтому определение их границ проводится согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, P 2.1.10.1920-04.

Объекты, оказывающие вредное влияние на окружающую среду, делятся на пять классов опасности, для каждого из которых определен свой размер санзоны. Чем опаснее объект, тем шире санитарная зона вокруг него:

  • Самая обширная СЗЗ в 2000 м создается вокруг полей, обрабатываемых средствами защиты от вредителей (пестицидами) с применением сельхозавиации.
  • Предприятия первого класса опасности должны иметь СЗЗ 1000 м. К этой категории относятся производство искусственных и синтетических волокон, металла, токсичных химических веществ, полимеров, сажи, добыча руды, нефти и газа, свалки отходов, крупные свиноводческие комплексы, скотомогильники, мусоросжигательные заводы.
  • Предприятия второго класса, негативно влияющие на экологию, имеют СЗЗ — 500 м. Сюда относятся заводы по производству кислот, этилового спирта, парафина, аккумуляторов, удобрений, растительных волокон, кожи.
  • Предприятия третьего класса менее опасны для природы, поэтому имеют СЗЗ — 300 м. К этой категории относятся заводы по производству лаков, ванилина, сахарозаменителей, нефтепродуктов, обуви, каменной соли, торфа.
  • Четвёртый класс имеет защитную зону 100 м. К этой деятельности, оказывающей небольшое негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей, относятся производство мыла, красок, электроприборов, станков, фанеры.
  • К пятому классу предприятий, имеющих СЗЗ 50 м и практически не влияющих на состояние окружающей среды, относится производство спичек, канатов, ковров, шелка, трикотажа.

Небольшие СЗЗ размеров до 100 м формируются вокруг линий ЛЭП, очистных сооружений и пунктов таяния снега.

Для предприятий, не вошедших в классификацию из-за применения новых, недостаточно изученных методик и технологий, размер санзоны определяется индивидуальным решением, выдаваемым:

  • объектам 1-2 кат. – главным санврачом РФ;
  • объектам 3-5 кат. – главным санврачом субъекта РФ.

Показатели, определенные СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, корректируются из-за особенностей местности, направления ветров и специфики работы конкретного предприятия.

Планирование

Планирование размера санзоны происходит  на этапе проектирования строительства. При составлении проекта учитывается планируемая деятельность организации, рельеф местности, роза ветров, характеристики находящихся рядом предприятий, расположение близлежащих водоемов и объектов застройки. Проект СЗЗ согласовывается в Ростехнадзоре и центре гигиены и эпидемиологии (ФБУЗ).

После начала работы предприятия размер санзоны определяется натурными исследованиями параметров загрязнения, шума, электромагнитного излучения. Если зона воздействия оказалась больше, предприятию грозят серьезные неприятности, вплоть до приостановки работы. Жители, попавшие в СЗЗ, вправе требовать от предприятия материальной компенсации и даже переселения в районы с нормальной экологической обстановкой.

Увеличение или уменьшение СЗЗ

Поскольку размеры санзон, определенные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, являются ориентировочными, их реальный размер может оказаться меньше или больше нормативного.

Причины увеличения СЗЗ:

  • Установление во время лабораторного контроля превышения допустимой концентрации опасных веществ или уровня шума на границе зоны. Чаще всего такая ситуация наблюдается при применении изношенного оборудования.
  • Использование новых технологий с недостаточно изученным влиянием на окружающую среду.
  • Отсутствие технической возможности очистки выбросов и снижения шума.
  • Размещение жилых построек с подветренной стороны источников загрязнения.

В этом случае размер СЗЗ может быть увеличен до трех раз.

Причины уменьшения размера санитарной зоны:

  • модернизация производства с внедрением новых экологически чистых технологий;
  • установка аппаратуры для очистки выбросов;
  • проведенное озеленение территории объекта и СЗЗ;
  • перепрофилирование предприятия на более экологически чистую продукцию.

В случае уменьшения размера СЗЗ производится новый расчет с определением ее границ.

Подтверждением уменьшения площади санзоны служат:

  • объективные доказательства стабильного снижения уровня загрязнений, подтвержденные наблюдениями и лабораторными анализами, проводившимися не менее чем в течение года;
  • измерения шума в пределах жилой застройки, который не должен превышать гигиенические нормативы.

Сокращать размер ССЗ, основываясь только на расчетах, без проведения технических или лабораторных исследований, запрещено.

Гидрологические санитарные зоны

Охранные зоны окружают не только промышленные, но и водные объекты. В этом случае важно предупредить попадание загрязняющих веществ в воду, засорение и заиление водоемов. Согласно требованиям ст. 111 Водного кодекса, на эти территории, считающиеся водоохраннными (ВОЗ), распространяются ограничения хозяйственной деятельности и застройки.

В ВОЗ, представляющих собой территорию, примыкающую к водоему, выделяется прибрежная полоса с особым природоохранным режимом. Для рек и ручьев ее размер определяется длиной водного объекта:

  • менее 10 км – 0,05 км;
  • 10-50 км – 0,1 км;
  • 50-100 км – 0,2 км;
  • 100-200 км – 0,3 км;
  • 200-500 км – 0,4 км;
  • более 500 км – 0,5 км.

Размер прибрежной полосы у речного истока составляет 0,05 км. Такие же охранные параметры имеют озера и пруды. Если водоем имеет ценное рыбопромысловое значение, минимальный размер окружающей его ВОЗ составляет 0,1 км.

В районе прибрежных полос запрещены:

  • опрыскивание посевов с помощью сельхозавиации;
  • применение химикатов и удобрений;
  • складирование отходов, навоза и мусора;
  • устройство складов для хранения ГСМ, ядохимикатов, навоза;
  • размещение животноводческих ферм и скотомогильников;
  • мойка автомобилей;
  • стоянка машин, за исключением спецтехники;
  • распашка земли и землеройные работы.

Разрешается:

  • Строительство при соблюдении мер, обеспечивающих защиту водоема от токсичных стоков и загрязнений.
  • Размещение объектов водоснабжения отдыха, рыболовства, охоты, сооружения водозаборов, причалов и гидротехнических сооружений. Все эти работы проводятся только при наличии разрешения на пользование водным объектом, выданного местными органами власти.

Соблюдение требований ВК возлагается на водопользователей, которые должны содержать прибрежную полосу в порядке, не загрязняя ее.

Документы, необходимые для процедуры

  • сведения о предприятии – адрес, направление деятельности, класс опасности, присвоенный при регистрации в Ростехнадзоре;
  • карта прилегающей местности с отметкой границ предприятия, расположения других организаций, жилой застройки, источников водозабора, водоохранных и природоохранных зон;
  • документы, описывающие техпроцесс используемое сырье и материалы, применяемое оборудование, образующиеся отходы и выделяющиеся вредные вещества;
  • карты расположения промплощадок с отметкой источников выбросов, мест сбора отходов, стоянок транспорта;
  • данные об оборудовании, снижающем выбросы и уровень шума с указанием их эффективности;
  • сведения о проводимых природоохранных мероприятиях, озеленении, планируемом переходе на более экологически чистые технологии.

По этим данным производится расчет размера СЗЗ и составляется проект, утверждаемый в ФБУЗ и Ростехнадзоре.

Особенности процедуры

Расчет по экологическим объектам, в том числе установление границ СЗЗ, проводятся с помощью специальных программ серии «Эколог», позволяющим избежать ошибок. Просчёты выливаются в серьёзные проблемы, судебные разбирательства, огромные штрафы и замораживание строительства.

Специалисты-экологи помогут подготовить документы и составят проект по определению границ СЗЗ, утвердив его в надзорных органах.

Ответственность на работу без определения ССЗ

В настоящее время, Согласно ст. 6.3 КоАП и ст. 16 закона № 7-ФЗ от 10.01.02 г., Об охране окружающей среды, работа предприятия без оформления документов на СЗЗ наказывается штрафом до 100 тыс. рублей и приостановкой деятельности предприятия на срок до 90 сут. Предприятие должно будет заплатить пятикратный налог на все виды выбросов.

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий увеличение штрафов за загрязнение природы до миллиона рублей. Поэтому, вероятно, штрафные санкции в скором времени значительно вырастут.