В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для каждого объекта хозяйственной деятельности, оказывающего химическое, физическое или биологическое воздействие на окружающую среду, должна быть установлена санитарно-защитная зона (СЗЗ). Главная задача СЗЗ – создать «подушку безопасности» между источником промышленного загрязнения или негативного физического воздействия и местом проживания людей.
Размеры этой зоны устанавливаются путем разработки специального проекта СЗЗ, который выступает обязательной частью проектной документации при строительстве и реконструкции промышленного предприятия. Уже после введения объекта в эксплуатацию законодательством предусмотрены конкретные основания, позволяющие пересмотреть размеры санитарно-защитной зоны.
Что такое сокращение СЗЗ?
Сокращение СЗЗ – это пересмотр размеров санитарно-защитной зоны предприятия, в соответствии с изменившимися технологиями и мощностями предприятия, природоохранными мероприятиями или установлением новых особенностей режима функционирования СЗЗ. Размер санитарно-защитной зоны будет пересмотрен в том случае, если руководству предприятия удастся доказать, что граница допустимых показателей загрязнения атмосферы и физического воздействия (шума, вибрации, электромагнитных излучений) по какой-либо причине приблизилась к источнику.
Сокращение размеров санитарно-защитной зоны может проводиться только при наличии весомых, подтвержденных документальными свидетельствами оснований. Для сокращения СЗЗ необходима разработка соответствующего проекта и его утверждение органами Роспотребнадзора и Главным санитарным врачом субъекта РФ или государства. При этом закон не устанавливает минимальный и максимальный порог сокращения СЗЗ, а значит отодвинуть границу зоны безопасности можно даже на несколько метров.
Когда необходимо сократить санитарно-защитную зону?
В соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» пересмотр размеров СЗЗ обязательно производится при таких обстоятельствах:
- Необходимость постройки объектов, размещение которых недопустимо на территории СЗЗ. Плотность городской застройки увеличивается с каждым годом, в связи с чем в наше время строительство жилых домов, спортивных объектов, образовательных и лечебно-профилактических учреждений нередко планируется в пределах СЗЗ, что недопустимо по закону. Если по результатам натурных измерений и проведения комплексного исследования удается установить, что санитарно-защитная зона может быть сокращена, это позволяет решить проблему городской застройки.
- Изменение специфики предприятия, модернизация технологических процессов и оборудования, сокращение мощности производства. Развитие инновационных технологий и внедрение современных очистных систем позволяет существенно сократить вредоносное воздействие предприятия на окружающую среду и снизить риски для жизни и здоровья людей. Кроме того, с течением времени специфика предприятия может существенно меняться, технологический процесс корректироваться, а сырье становиться более безопасным. В связи с этим может быть пересмотрен класс опасности предприятия и соответственно размеры санитарно-защитной зоны.
- Корректировка допустимых значений загрязнения по различным химическим веществам. В некоторых случаях на государственном уровне происходит пересмотр ПДУ (предельно допустимых уровней) и ПДК (предельно допустимых концентраций) по некоторым химическим веществам. Если деятельность предприятия связана с выбросом в окружающую среду конкретно этих химических веществ, санитарно-защитная зона должна быть пересмотрена в соответствии с новыми значениями ПДУ и ПДК.
Главным критерием пересмотра размера СЗЗ во всех описанных выше случаях остается официальное подтверждение безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей среды на вновь установленное границе санитарно-защитной зоны.
Для чего нужен пересмотр размеров санитарно-защитной зоны?
Пересмотр границ СЗЗ необходим в первую очередь в связи с тем, что санитарно-защитная зона считается территорией с особенным режимом функционирования и эксплуатации. На территории СЗЗ не допускается строительство жилых построек и других объектов, используемых людьми, в силу высоких концентраций загрязняющих веществ или физических воздействий в виде акустических, вибрационных и электромагнитных факторов. В результате сокращения СЗЗ удается получить полезную площадь для застройки, что особенно важно в городских условиях.
Также следует понимать, что санитарно-защитная зона находится под ответственностью лиц, эксплуатирующих предприятие, и должна быть благоустроена в соответствии с проектной документацией. На территории СЗЗ должны постоянно проводиться мероприятия природоохранного характера, снижающие негативное воздействие объекта на окружающую среду. Все это связано с большими расходами для руководства предприятия. Сокращение санитарно-защитной зоны позволяет несколько снизить расходы на обслуживание этой территории особенного режима эксплуатации.
Этапы сокращения СЗЗ
В соответствии с положениями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 пересмотреть размеры санитарно-защитной зоны можно только на основании проекта сокращения СЗЗ. Оформление этого проекта предполагает проведение таких этапов:
- Этап №1 – Анализ действующей проектной документации и новых обстоятельств. На начальном этапе необходимо изучить существующую проектную документацию, устанавливающую размеры санитарно-защитной зоны. Также следует проанализировать весомость вновь возникших обстоятельств и рассчитать вероятность снижения негативного воздействия предприятия на окружающую среду.
- Этап №2 – Разработка мер по снижению негативного воздействия объекта и их реализация. Снизить загрязнение атмосферного воздуха, почвы и водных ресурсов сегодня возможно путем использования современных очистных сооружений и конструкций. Уровень шума снижается посредством установки специальных экранов-отражателей. Также разработаны эффективные технологии снижения вибрационных и электромагнитных воздействий. Внедрив необходимые технологии, можно рассчитывать на существенное снижение негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, что является основанием для сокращения СЗЗ.
- Этап №3 – Повторное проведение замеров, исследований и экспертиз. Повторное проведение замеров и исследований может быть инициировано и организовано руководством предприятия. Для этого привлекаются аккредитованные государством лаборатории и компетентные специалисты. Этап повторных натурных исследований должен длиться не менее одного года, чтобы замеры проводились в разные сезонные периоды и точно отражали реальную картину экологической обстановки на территории СЗЗ.
- Этап №4 – Оформление проекта сокращения СЗЗ. Имея все необходимые справки и документальные свидетельства, составляется официальный проект сокращения СЗЗ, который по форме и содержанию схож с проектом первоначального расчета санитарно-защитной зоны. К проекту обязательно прилагаются все документальные свидетельства и подтверждения.
- Этап №5 – Утверждение и согласование проекта сокращения СЗЗ. Если речь идет о предприятиях III, IV или V класса опасности, оформленный в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 проект сокращения СЗЗ передается на рассмотрение непосредственно Главному санитарному врачу конкретного субъекта Российской Федерации. Для предприятий I или II класса опасности проект предварительно направляется на рассмотрение территориального органа Роспотребнадзора. Если специалисты этой организации дают положительное предварительное заключение, проект передается на рассмотрение и утверждение Главным государственным санитарным врачом.
Как мы работаем?
Специалисты компании «Экобезопасность» произведут все этапы оформления и утверждения проекта сокращения СЗЗ при наличии соответствующих весомых обстоятельств. В спектр наших услуг входят такие мероприятия.
Мероприятия | Описание |
Анализ оснований для пересмотра СЗЗ и оценка перспективности процедуры | На первом этапе наши специалисты, на основании изучения документальных и натурных свидетельств и подтверждений, оценят перспективность инициирования процедуры по пересмотру площади санитарно-защитной зоны. |
Разработка дополнительных природоохранных мер и их реализация | Оценив текущее состояние экологии и благоустройства СЗЗ, опытные сотрудники компании «Экобезопасность» разработают перечень мероприятий и способов модернизации производства, с целью снижения выбросов и физического воздействия на окружающую среду. Реализация этих мер позволит получить положительные заключения лабораторных исследований и станет достаточным основанием для пересмотра размеров санитарно-защитной зоны. |
Организация повторных натурных замеров, исследований и испытаний | Мы привлечем аккредитованные государственными органами лаборатории и компетентных специалистов, которые проведут весь комплекс необходимых замеров по определению химического загрязнения окружающей среды и установки уровня физического воздействия. |
Разработка проекта сокращения СЗЗ | Используя все данные и документы, полученные на предыдущих этапах, сотрудники нашей компании составят и оформят проект сокращения СЗЗ, который будет полностью соответствовать установленной законодательством форме и не вызовет вопросов и отрицаний со стороны государственных органов. |
Утверждение и согласование СЗЗ | Мы самостоятельно подадим все необходимые документы для официального утверждения и согласования официальными органами власти, избавив заказчика от всех хлопот, связанных с бюрократическими процедурами. |
Стоимость разработки проекта сокращения СЗЗ
Наша компания предлагает грамотную и быструю разработку проекта сокращения СЗЗ для предприятий любого класса опасности. Стоимость этой услуги стартует от 30 000 рублей. Также мы готовы взять на себя весь комплекс мероприятий по согласованию, утверждению и реализации пересмотра размеров санитарно-защитной зоны.
В цену услуги входят такие преимущества сотрудничества с нашей компанией:
- большой опыт работы и высокая компетенция всех специалистов позволяет грамотно организовать и оформить процедуру сокращения СЗЗ;
- проведение всего спектра мероприятий по пересмотру СЗЗ, с минимальными хлопотами для заказчика;
- квалифицированный контроль над сотрудниками лабораторий и компетентными специалистами, привлеченными для повторного проведения замеров и натурных исследований;
- максимально короткие сроки оформления документации;
- доступные цены на качественные услуги.
Сроки
Анализ всех необходимых документов и разработка грамотного проекта сокращения санитарно-защитной зоны у специалистов компании «Экобезопасность» займет срок от двух недель.
Необходимые документы для процедуры сокращения санитарно-защитной зоны
Для сокращения СЗЗ в соответствующие органы кроме разработанного проекта сокращения СЗЗ необходимо предоставить такой пакет документов:
- реквизиты и правоустанавливающие документы на предприятие (постановление администрации о праве на размещение, договор аренды земли или право собственности на землю, и т.д.);
- справки о численности работников, режиме работы предприятия и приказы о назначении руководителей;
- вся действующая проектная документация, включая раздел «Охрана окружающей среды к проекту размещения производства» и расчет первоначальной СЗЗ;
- проект благоустройства территории и при наличии подтверждения его реализации;
- договора на подведение и использование коммуникационных систем;
- карта предприятия и схемы с указанием расположения источников вредоносных выбросов и создания физического воздействия;
- ситуационный и генеральный план предприятия;
- сведения о химическом составе сырья, материалов и продукции – сертификаты, паспорта и справочные данные;
- данные о фоновой концентрации загрязняющих веществ, уровне шума, вибрации и электромагнитных излучений;
- расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с проектом пдв;
- описание комплекса проведенных мероприятий по снижению негативного воздействия технологий на окружающую среду;
- повторный расчет концентраций после проведенных мероприятий;
- справки, протоколы и документальные подтверждения натурных измерений и данные лабораторных исследований по выбросам, акустическим и вибрационным воздействиям, электромагнитным излучениям и т.д.;
- отчет по оценке риска для здоровья населения для предприятий I и II классов опасности;
- копии аттестатов аккредитации лабораторий и специалистов, привлеченных для проведения замеров и исследований.
Особенности процедуры
Процедура пересмотра размеров санитарно-защитной зоны – достаточно сложная и длительная. Это связано с тем, что надзорным органам необходимо доказать факт изменения характера и объемов вредоносных выбросов в окружающую среду. Сделать это самостоятельно без привлечения специалистов невозможно, в связи со сложностью оформления и согласования проекта сокращения СЗЗ. При этом подавая документы, следует указывать только правдивые и достоверные данные, в связи с тем, что надзорные органы организуют проверку на базе государственных лабораторий.
Конфигурации и размеры СЗЗ
Размеры и конфигурации санитарно-защитной зоны определяются индивидуально для каждого предприятия и зависят не только от концентраций вредоносных выбросов, но и от расположения источников загрязнений и физических воздействий на карте предприятия. Нередко для крупных промышленных центров свойственно наличие нескольких источников загрязнений, акустических, вибрационных и электромагнитных воздействий. В связи с этим конфигурация санитарно-защитной зоны определяется по восьми направлениям – запад, восток, юг, север, северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Расстояние до границы СЗЗ по каждому из этих направлений определяется индивидуально.
Объекты, для которых определяются санитарно-защитные зоны
Определение санитарно-защитной зоны является необходимым условием для строительства, реконструкции или эксплуатации любого предприятия, оказывающего химическое, физическое и биологическое воздействие на окружающую среду. В этот перечень входят следующие объекты хозяйственной деятельности:
- промышленные предприятия производственной и непроизводственной сферы;
- все объекты, включенные в транспортную инфраструктуру;
- предприятия и компании топливно-энергетической сферы;
- предприятия животноводства и сельского хозяйства;
- спортивные и торжественные сооружения, рассчитанные на высокую вместимость людей;
- объекты общественного питания;
- торговые центры и магазины и т.д.
Штрафы и ответственность
Нарушение экологического законодательства, в том числе и установки и соблюдения санитарно-защитных зон предприятий регламентируется и наказывается Административным кодексом правонарушений РФ. В соответствии со статьей 6.3 этого кодекса несоблюдение санитарных правил, противоэпидемических мер и гигиенических нормативов наказывается штрафом в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда для должностных лиц и от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц.
Если нарушения экологического законодательства происходят на стадии строительства, размещения, планирования и эксплуатации объектов промышленного спектра и установки санитарно-защитных зон, к нарушителю применяется статья 8.1 Административного кодекса РФ. По этой статье должностным лицам грозит штраф от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.
Компания «Экобезопасность» предоставляет профессиональные услуги в области разработки первичного проекта СЗЗ и проектов по сокращению размеров санитарно-защитных зон для предприятий любого класса опасности.