Реформа экологического законодательства РФ: переход на систему комплексных экологических разрешений

законодательство

Реформа экологического законодательства РФ: переход на систему комплексных экологических разрешений

Природоохранное законодательство нашей страны далеко от совершенства. Для ведения хозяйственной деятельности, сопровождающейся негативным влиянием на окружающую среду, руководство предприятий и индивидуальные предприниматели вынуждены долго и не всегда оправданно собирать множество документов, согласовывать их и многократно подтверждать.

Чтобы упростить соблюдение экологического законодательства для бизнеса, оптимизировать процессы экологического контроля и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, Правительством было принято решение с 2019 года перейти на систему комплексных экологических разрешений.    

Что такое комплексное экологическое разрешение и кто должен его получить?

В зависимости от степени выраженности негативного влияния на окружающую среду, все предприятия, работающие на территории РФ, делятся на 4 категории. Предприятия первой категории оказывают самый выраженный вред окружающей среде и отличаются повышенной опасностью. Именно для этих предприятий с 1 января 2019 года вводится система обязательного получения комплексного экологического разрешения.

К этой группе относят крупные предприятия, работающие в сфере химической, металлургической, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также большие сельскохозяйственные центры и компании, занимающиеся утилизацией отходов.     

Комплексное экологическое разрешение должно содержать в себе информацию, относительно всех аспектов деятельности предприятия, оказывающих негативное влияние на экологию. По сути, этот документ должен заменить весь объем разрешительной экологической документации, которую необходимо было оформлять ранее.

Таким образом, получение комплексного экологического разрешения позволит предприятию больше не разрабатывать и не согласовывать отдельно ПДВ, НДС, ППЭК, лимиты по отходам, ПМООС и другие важные экологические документы. С одной стороны это очень удобно, в то время как с другой у многих представителей бизнеса возникает вопрос о том, насколько сложно будет получить комплексное экологическое разрешение.

Что должно содержать комплексное экологическое разрешение?

Регламентироваться содержание и порядок согласования комплексного экологического разрешения будет ст. 31.1 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» с изменениями в ст. 1 №219-ФЗ от 21.07.2014, ред. от 03.07.2016. Выдавать соответствующее разрешение будет Росприроднадзор на основании рассмотрения заявки от самого природопользователя.

Собрать все необходимые документы и подать заявление в Росприроднадзор на получение комплексного экологического разрешения необходимо будет минимум за 2 месяца до введения объекта в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта. Если же разрешение потребуется платить, документы придется подавать минимум за 4 месяца до даты окончания текущего комплексного экологического разрешения.      

Для получения комплексного экологического разрешения органам Росприроднадзора необходимо предоставить такие данные:

  • Наименование юридического или физического лица, номера государственных регистрационных документов, полный адрес, ФИО руководителя, ИП и ответственного за экологию лица;
  • Код объекта негативного воздействия, присвоенный предприятию в рамках программы государственного учета;
  • Подробное описание сферы деятельности предприятия, масштаб и объем выпускаемой продукции;
  • Достоверные данные относительно количества природных ресурсов и сырья искусственного происхождения, необходимых для обеспечения бесперебойной работы предприятия;
  • Технологический регламент предприятия;
  • Нормативы допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, а также отходов, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами;
  • Согласованные нормативы по допустимому уровню физических воздействий на окружающую среду – шум, вибрации, электромагнитные излучения и т.д.;
  • Лимиты на размещение отходов производства и потребления и их подробное обоснование;
  • Грамотно разработанная и утвержденная программа экологического контроля (ПЭК);
  • Подробное описание всех аварийных ситуаций и форс-мажоров, произошедших на предприятии за последние 7 лет;
  • Программа повышения экологической эффективности предприятия;
  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы, если таковая проводилась в рамках подготовки и сбора документов.

Максимальный срок рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения составляет 1 месяц. Уведомление относительно принятого решения, сам заявитель сможет прочитать на официальном сайте госструктуры.

Если в выдаче комплексного экологического разрешения предприятию отказано, негативное решение должно быть обосновано. Главное основание для отказа в выдаче разрешения – предоставление неполных или недостоверных данных относительно деятельности предприятия органам государственной власти.    

Срок действия комплексного экологического разрешения

Комплексное экологическое разрешение согласуется с органами Росприроднадзора сроком на 7 лет. В случае неизменности технологической схемы и объемов выпускаемой продукции предприятия, разрешение может быть продлено по упрощённой процедуре еще на 7 лет.

При этом, если контролирующие и надзорные органы выявят нарушения природоохранного законодательства на объекте, они могут отозвать комплексное экологическое разрешение. Происходит это при несоблюдении установленных в заявке нормативов по выбросам и сбросам, при задолженности по оплате негативного воздействия на окружающую среду и в случае игнорирования строгой экологической отчетности.

Форма заявления на получение комплексного экологического разрешения до сих пор не установлена, а значит, экологическая реформа может стать для многих предприятий тяжелой ношей. Доверьте разработку и согласование этого документа специалистам компании «Экобезопасность» и будьте уверены в законности и безопасности работы предприятия.  

Материалы по теме:

Обжалование результатов проверки государственного экологического контроля
Государственный экологический контроль – обязательная процедура проверки законности природоохранной деятельности предприятия. Государственный экоконтроль проводится уполномоченными представителями из органов Росприроднадзора. Природоохранный контроль со стороны государства ...
Закон об экологической информации
Закон об экологической информации остро стоит на повестке дня российских парламентариев. Законодательный акт планировали утвердить еще в 2017 г., однако законопроект об экологической информации ...
Новые методы расчетов рассеивания выбросов утверждены приказом Минприроды
Техногенное влияние на окружающую среду постоянно усиливается, меняется его структура, состав выбрасываемых веществ, уровень их токсичности. Именно поэтому органами законодательной власти была утверждена в ...
Реформирование отрасли обращения с отходами
Усиление интенсивности хозяйственной деятельности, увеличение объемов отходного материала и степени его вредности, образование незаконных свалок и полигонов требует немедленной разработки внедрения комплексной системы использования, ...
В России введут автоматические штрафы для предприятий-загрязнителей окружающей среды
На сегодняшний день в публичном доступе представлена «дорожная карта» Минстроя по проекту «Умный город» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Эта дорожная карта предусматривает внесение ...