Социально-экологическая ответственность бизнеса
ответственность за природу

Социально-экологическая ответственность бизнеса

Социально-экологическая ответственность – это соблюдение этического регламента ведения бизнеса. Реализация социально-экологической ответственности связана с комплексом природоохранных мероприятий. К этим мерам предпринимателей обязывает экологическое законодательство и стандарты РФ.

Мероприятия социально-экологической ответственности

В современном понимании социальная и экологическая ответственность – мотивированное и целенаправленное участие компании в таких мероприятиях:

  • сокращение вредного влияния на природную среду;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • выбор оптимальных технологий использования сырья и энергии;
  • внедрение технологий вторичной переработки отходов;
  • предупреждение и профилактика аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • поддержка экопарков и разнообразия биологических видов;
  • поддержка высокого качества жизни населения.

Направления социально-экологической ответственности

Принимая политику социальной и экоответственности, предприятия реализуют мероприятия для решения таких природоохранных задач:

  • Минимизация загрязнения естественной среды и ее ресурсов (водные и земельные ресурсы, экосистемы, биологические агенты и т.д.). Природа не может справиться с переработкой современных объемов промышленных выбросов и бытовых отходов. В связи с этим, главная задача экологически ответственных предприятий – сокращение выбросов и снижение в них концентрации опасных веществ.
  • Рациональное использование и возобновление природных ресурсов. Научные исследования свидетельствуют о скором истощении возобновляемых (пресная вода, лесные массивы) и не возобновляемых (нефть, природный газ) ресурсов. Социально-ответственные предприятия переходят на использование возобновимых источников энергии, сырья, топлива. Особое внимание уделяется внедрению системы использования вторичного сырья, повышению эффективности технологических процессов.
  • Сохранение комфортного и безопасного климата. Изменение климатических условий может привести к самым плачевным последствиям – таяние ледников, затопление прибрежных территорий, исчезновение некоторых видов флоры и фауны, снижение качества жизни человека. Социально-ответственные компании большое внимание уделяют снижению объемов выбросов парниковых газов.
  • Сохранение природных экосистем и биологического разнообразия. Сокращение популяций, исчезновение видов флоры и фауны, изменение ландшафтных особенностей приводят к гибели целых экосистем.

Инструменты реализации

Компании проявляют свою социальную ответственность в рамках реализации экологической концепции. Основные инструменты реализации социально-экологической ответственности:

  • Стратегическая и тактическая оценка воздействия на естественную среду (используется в процессе разработки экономической стратегии предприятия). Ключевой аспект экологической оценки – правовое регулирование. В настоящее время регуляторными инструментами экооценки в России считаются не только законодательные акты страны, но и международные конвенции, директивы и протоколы.
  • Аудит экологических аспектов производства – эти мероприятия направлены на выявление нарушений природопользования на ранних стадиях. Экологический аудит позволяет снизить экологические риски и повысить конкурентоспособность предприятия. Экоаудит приобретает ключевое значение в условиях выхода на международные рынки, привлечения инвестиций и расширения бизнеса.
  • Экострахование – направлено на возмещение экологического ущерба.
  • Сертификация основных фондов, технологических процессов и продукции – обеспечивает их соответствие международным экологическим нормам и стандартам качества.
  • Внедрение инновационной концепции технологического нормирования – в основе концепции лежит интегрированный подход к выбору оптимальной доступной технологии производства. Система технологического нормирования применяется к источникам выбросов вредных веществ с целью оптимизации эксплуатации оборудования.
  • Ведение экологической отчетности – систематическое заполнение «Модуля природопользователя» позволяет правильно рассчитывать и своевременно вносить платежи за загрязнение природной среды.

Ведение бизнеса в рамках социальной и экологической ответственности обеспечивает дополнительную прибыль и формирование положительного имиджа компании. Социально ответственному предприятию отдают предпочтение потребители, инвесторы, бизнес-партнеры. Это открывает новые перспективы для расширения бизнеса, реализации новых проектов, внедрения инновационных решений.