Социально-экологическая ответственность – это соблюдение этического регламента ведения бизнеса. Реализация социально-экологической ответственности связана с комплексом природоохранных мероприятий. К этим мерам предпринимателей обязывает экологическое законодательство и стандарты РФ.
Мероприятия социально-экологической ответственности
В современном понимании социальная и экологическая ответственность – мотивированное и целенаправленное участие компании в таких мероприятиях:
- сокращение вредного влияния на природную среду;
- рациональное использование природных ресурсов;
- выбор оптимальных технологий использования сырья и энергии;
- внедрение технологий вторичной переработки отходов;
- предупреждение и профилактика аварий и чрезвычайных ситуаций;
- поддержка экопарков и разнообразия биологических видов;
- поддержка высокого качества жизни населения.
Направления социально-экологической ответственности
Принимая политику социальной и экоответственности, предприятия реализуют мероприятия для решения таких природоохранных задач:
- Минимизация загрязнения естественной среды и ее ресурсов (водные и земельные ресурсы, экосистемы, биологические агенты и т.д.). Природа не может справиться с переработкой современных объемов промышленных выбросов и бытовых отходов. В связи с этим, главная задача экологически ответственных предприятий – сокращение выбросов и снижение в них концентрации опасных веществ.
- Рациональное использование и возобновление природных ресурсов. Научные исследования свидетельствуют о скором истощении возобновляемых (пресная вода, лесные массивы) и не возобновляемых (нефть, природный газ) ресурсов. Социально-ответственные предприятия переходят на использование возобновимых источников энергии, сырья, топлива. Особое внимание уделяется внедрению системы использования вторичного сырья, повышению эффективности технологических процессов.
- Сохранение комфортного и безопасного климата. Изменение климатических условий может привести к самым плачевным последствиям – таяние ледников, затопление прибрежных территорий, исчезновение некоторых видов флоры и фауны, снижение качества жизни человека. Социально-ответственные компании большое внимание уделяют снижению объемов выбросов парниковых газов.
- Сохранение природных экосистем и биологического разнообразия. Сокращение популяций, исчезновение видов флоры и фауны, изменение ландшафтных особенностей приводят к гибели целых экосистем.
Инструменты реализации
Компании проявляют свою социальную ответственность в рамках реализации экологической концепции. Основные инструменты реализации социально-экологической ответственности:
- Стратегическая и тактическая оценка воздействия на естественную среду (используется в процессе разработки экономической стратегии предприятия). Ключевой аспект экологической оценки – правовое регулирование. В настоящее время регуляторными инструментами экооценки в России считаются не только законодательные акты страны, но и международные конвенции, директивы и протоколы.
- Аудит экологических аспектов производства – эти мероприятия направлены на выявление нарушений природопользования на ранних стадиях. Экологический аудит позволяет снизить экологические риски и повысить конкурентоспособность предприятия. Экоаудит приобретает ключевое значение в условиях выхода на международные рынки, привлечения инвестиций и расширения бизнеса.
- Экострахование – направлено на возмещение экологического ущерба.
- Сертификация основных фондов, технологических процессов и продукции – обеспечивает их соответствие международным экологическим нормам и стандартам качества.
- Внедрение инновационной концепции технологического нормирования – в основе концепции лежит интегрированный подход к выбору оптимальной доступной технологии производства. Система технологического нормирования применяется к источникам выбросов вредных веществ с целью оптимизации эксплуатации оборудования.
- Ведение экологической отчетности – систематическое заполнение «Модуля природопользователя» позволяет правильно рассчитывать и своевременно вносить платежи за загрязнение природной среды.
Ведение бизнеса в рамках социальной и экологической ответственности обеспечивает дополнительную прибыль и формирование положительного имиджа компании. Социально ответственному предприятию отдают предпочтение потребители, инвесторы, бизнес-партнеры. Это открывает новые перспективы для расширения бизнеса, реализации новых проектов, внедрения инновационных решений.